О жизни и подвиге Ивана Сусанина

О жизни и подвиге Ивана Сусанина

С 30 марта 1613 года прошло уже больше 310 лет, а о жизни костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего, как известно, «жизнь за царя», в точности не известно почти ничего.

И. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а более 20 лет вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управлявшим домнинской вотчиной Шестовых и жившим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Село Домнино было вотчиной Михаила Романова и матери-инокини Марфы. Там они думали «пересидеть» тревожные месяцы Смутного

времени. Но родовая вотчина оказалась небезопасным местом. В самом начале 1613 года Михаил едва не погиб.

В Москве было неспокойно. Интервенты старались разыскать царя, чтобы убить его, а на русский престол посадить своего ставленника, уничтожить православие, насадив католицизм.

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме».

Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить и убить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти».

Бытует версия о том, что под угрозой смерти он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

О жизни и подвиге Ивана Сусанина

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …— Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина от 30 ноября 1619 года.

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семёнову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года.

В статье о Сусанине словаря Брокгауза и Ефрона утверждалось, что в летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род. Вместе с тем дореволюционный костромской историк и краевед Н. Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».

Официальная легенда подвига И. Сусанина и его критика во времена Российской империи

Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила — основателя династии Романовых; именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскином (Аскаронским) в его приветственной речи императрице. В «Словаре географическом Российского государства» А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстаёт как спаситель царской особы, а в 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Беллетризованная статья С.Н. Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность Н. И. Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу И. Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания 1830—1831 годов, когда стал востребован образ крестьянина- патриота, отдавшего жизнь за государя.

О жизни и подвиге Ивана Сусанина

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землёй царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление И. Сусанина. Официальная версия подвига И. Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин», вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки».

Не отрицая существования личности И. Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом. Костомаров писал: «В истории И. Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением…».

Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С. М. Соловьёва и М. П. Погодина. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Он после кропотливого изучения архивов доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было. М. П. Погодин, напротив, резко оппонировал Костомарову, обвиняя того в предвзятости и игнорировании исторических документов.

Советское время

После Великой Октябрьской революции И. Сусанин попал в разряд «слуг царей». Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в 1918 году началось разрушение памятника И. Сусанину в Костроме. В массовой пропаганде 1920—1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг И. Сусанина — это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» И. Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским и даже монархами Иваном Грозным и Петром Великим.

В 1938 году вновь началось возвеличивание И. Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.

Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости.

О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой И. Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто. Ещё один факт того, какое значение стали придавать сусанинскому поступку: в конце лета 1939 года в честь Сусанина были переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая И. Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя.

В украинской литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина был казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привёл их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях. Реальность Сусанина подтверждается царской грамотой, появившейся почти на 30 лет раньше даты подвига Галагана.

Место гибели И. Сусанина долго вызывало расхождение мнений историков. Лишь в 2005 году появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин действительно существовал и был убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там, по мнению археологов, были найдены его останки.

До этого учёные и энтузиасты перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, нашли почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где в стародавние времена было болото. При них нашлись нательные кресты. Почти все они были католическими и, возможно, принадлежали польским солдатам, которых Иван Сусанин завел в болото. Среди них один крест был православным, разрубленным на осколки. Скорее всего, он принадлежал именно Ивану Сусанину. Также недалеко был найден череп с глубокой рубленой раной. Учёные провели генетические исследования останков сравнив с генетическим материалом, взятым из могил родственников И. Сусанина – Сабининых.

Вывод: найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых. Экспертиза также помогла восстановить и внешний вид народного героя: «мужчина восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45-50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра», говорится в заключении.

Увековечение памяти И.Сусанина

В 1835 году указом Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут- Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест.

У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Фёдоровича и скульптура Сусанина и уничтожены, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году. Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

О жизни и подвиге Ивана Сусанина

28 сентября 1967 года в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским (архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский) возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция проста: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из светлого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как «дисгармоничный» облику исторического центра Костромы.

В райцентре Сусанино, бывшем Молвитино, работает музей подвига Ивана Сусанина. Музей располагается в церкви Воскресения Христова, изображение ее можно увидеть на картине Саврасова «Грачи прилетели».

Другие памятники

Памятный знак Ивану Сусанину был установлен над Чистым болотом, где он изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде (1862).

Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины — аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300- летия дома Романовых в Костроме.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

В честь 400- летия Династии Романовых и 400 лет подвига Ивана Сусанина в Костроме воздвигнуты два новых памятника – царю Михаилу Романову – положившему начало 3-х векового правления династии Романовых и простому крестьянину Ивану Сусанину, спасшему Отечество от иноземных захватчиков.

Прочее

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино». Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.

Центральная площадь Костромы называется Сусанинской (1835—1918, восстановлен в 1992 году). В различных населённых пунктах государств бывшего СССР имеются улицы Ивана Сусанина.

В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда: ледокольный пароход-паром (также «Минто» (Minto), «Лейтенант Дрейер»), морской учебно-пассажирский пароход (бывший Ruegen), пассажирский речной теплоход, балкер (тип «Дмитрий Донской») (1981), патрульный ледокол ТОФ проекта 97П (1973).

Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодёжного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009—2012 годах в Костромской области.

Сусанин – не фамилия

Кстати, Сусанин – не фамилия. В первой половине XVII века у людей незнатных, тем более крепостных, фамилий не было. Они часто звались по отчеству, которое образовывалось от имени отца или матери. Сусанин, скорее всего, – сын Сусанны. И, выходит, вырастила его мать. Известное отчество Сусанина – Осипович – скорее всего, выдумка, ведь, будь у Ивана отцом Осип, героя звали бы Иван Осипов, а не Сусанин.

Есть мнение, что Сусанин пожертвовал собой напрасно. Михаил Федорович с матерью в марте 1613-го уже спрятался в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре, и поляки все равно бы до него не добрались…

Но в грамоте 1619 года царь сообщает: «были на Костроме», не указывая, где именно были. Зато звучит, что И. Сусанин как раз точно знал, где. И если уж Михаил Федорович крестьянина посмертно облагодетельствовал, значит, подвиг его и впрямь был не напрасен.

Хочется закончить рассказ словами татарского поэта Мусы Джалиля:

«Умирая, не умрет герой, – мужество останется в веках». Доказательством этому являются свидетельства о том, что в XVII веке и последующих столетиях у И. Сусанина были последователи.

В октябре 1812 г. подобный подвиг совершил на смоленской земле крестьянин Семен Шелаев, погубивший большой отряд армии Наполеона.

В грозные годы гражданской и Великой Отечественной войны русские патриоты повторили подвиг своего соотечественника.

Только в период Великой Отечественной войны повторили подвиг Сусанина более 250 человек. По его примеру заводили многочисленные отряды врагов в болотные трясины, в лесные непроходимые дебри, на минные поля. Из книги Н.В. Борисова «Они повторили подвиг И. Сусанина» мы узнаем, что на подобные подвиги шли люди различных национальностей, вероисповеданий, возраста и профессии. Все они беззаветно любили Родину и ненавидели ее врагов.

И хотя условия, в которых совершались такие подвиги, были различными, цель была одна – помочь нашему народу достичь победы над врагом, спасти от гибели беззащитное население.

Имя И. Сусанина стало символом величия духа и самопожертвования. Подвиг его заключался в том, что он не только спас жизнь одному из первых царей династии Романовых Михаилу Федоровичу и тем самым спас новую династию русских царей и стал народный героем, символом «мужицкой» преданности царю, но и спас Православие на Русской Земле, защищая Русь от католицизма.

Заслуги Династии Романовых перед Россией трудно переоценить: восстановив мир и порядок в разоренном государстве, терзаемом внутренними и внешними врагами, Династия возвеличила Россию, образовав одно из величайших государств мира.

Говоря об исторических аспектах событий эпохи Смутного времени, нельзя обойти вниманием и их духовное значение. «Единением и любовью да спасемся», – эти слова, согласно устному преданию Церкви, произнесенные великим подвижником земли Русской преподобным Сергием Радонежским, можно назвать главным уроком, который преподает нам вся история России.

Не случайно новый государственный праздник, установленный 4 ноября в память о событиях 1612 года, именуется Днем народного единства. Именно это «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) позволило нашему народу в XVII веке преодолеть глубокий государственно-общественный кризис – во многом схожий с современным, оценка которому дается в итоговом документе IX Всемирного Русского Народного Собора: «Ныне Россия переживает не лучшие времена. (…) Наша страна терпит все больше поражений. В конце XX века был нанесен значительный ущерб национальной экономике и благосостоянию россиян, подточены вековые устои социальной справедливости. Но Россия не раз доказывала свою способность подняться с колен и восстановить державную стать. Основой ее возрождения будет возврат к духовным истокам единения народа. Мы призываем всех наших соотечественников обновить в своих душах веру, нравственный идеал, готовность прожить жизнь не ради денег, удовольствий и развлечений, но ради ближних и ради Отчизны. Только при этом условии Россия навсегда останется великой страной».

Наше общее бесценное духовное наследие -историческая память о патриотических традициях предков, основаниями которых были вера, любовь к Родине, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Примером такого патриотизма служит для нас и подвиг Ивана Сусанина, историческая реальность, высота и значимость которого ныне не подлежит сомнению. Хочется верить, что память о событиях XVII века поможет нам преодолеть смуту века XX, объединить нас для ответа на вызовы времени и для возрождения России.

Как тут не вспомнить строки стихотворения поэтессы Е.П. Ростопчиной

«На памятник, сооружаемый Сусанину» – написанные в 1835 году:

Есть памятник иной: он тверд, несокрушим, Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!

Сей вечный памятник давно сооружен

Тебе в сердцах признательных потомков…

Библиографический список

  • Баженов И. Костромской Богоявленско- Анастасиинский монастырь. Исторический очерк. Кострома, 1895. с. 41. Подробнее см.: Костромские епархиальные ведомости, 2008, №4, с. 41-43.
  • Васьков И. Собрание исторических известий, относящихся до Костромы. М., 1792, с. 49.
  • Гартвиг А. Ф. Воцарение дома Романовых. Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Издание Московского Учебного Округа под ред. С. И. Гиновта. М., 1913. С. 14
  • Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями. М., 1990, с. 78.
  • Государственный архив Костромской области, ф. 558, оп. 2, д. 560, л. 170.
  • Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский Архив, 1871, № 2, с. 9.
  • Костромские епархиальные ведомости, 1899, № 3, часть неоф., с. 68-69.
  • Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1909, с. 10.
  • Костромской край. Юбилейный сборник. 1613-1913 гг. Кострома, 1913, с. 110-111.
  • Костромской край…, с. 112.
  • Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на Царство Русское. Составлено из подлинных монастырских бумаг. М. 1832, с. 52-55.
  • Островский П., протоиерей. Указ. соч., с. 50. Там же, с. 52.
  • Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея
  • Руси Алексия II от 25 января 2002 г. № 329. Архив Костромской епархии.
  • Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004, с. 20- 21.
  • Ростопчина Е.П. Талисман. М., 1987, с. 39.
  • Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившего в 7121 (1613) году. Кострома, 1882, с. 61.
  • Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. М., 1906. с. 42.
  • Утверженная грамота…, с. 1. Там же, с. 76.
  • Хвостов Д. Надгробие. Крестьянину Ивану Сусанину// Друг просвещения, 1805, № 1, с. 23.
  • Цит. по: Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома, 1997, с. 17-18.
  • Зонтиков Н.А. Указ. соч., с. 92.
  • Цит. по: Зонтиков Н.А. Указ. соч., с. 313.
  • Цит. по: Островский П., протоиерей. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в Императорском доме Романовых. Кострома, 1864, с. 36.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *