Патриотами не рождаются, патриотами становятся

Приближается долгожданный праздник – День Защитника Отечества. Начиная подготовку к нему, я задумалась о значении этого события и об участии в подготовке к нему наших обучающихся в текущем году, провозглашённом, по инициативе Президента России, Годом Защитника Отечества. Как они, наши дети, относятся к тем событиям, которые происходят сегодня вокруг нас? Как без особого пафоса и славословия разъяснить детям всю глубину содержания понятия «Защитник Отечества»?

На протяжении многих лет я рассказываю ребятам разного возраста о событиях Великой Отечественной войны, других, локальных войн, в которых проявили себя наши бойцы и командиры как смелые, преданные Родине, умеющие принять непростые решения (всегда связанные с риском для собственной жизни) люди. И всегда стремлюсь содействовать организаторам встреч учащихся с ветеранами. Ведь никакие документальные фильмы и презентации с фотографиями героев не заменят живого общения с теми людьми, кто на деле, а не понаслышке, знает цену человеческой жизни, войскового братства и товарищества.

Ребятам нынешнего поколения повезло в этом меньше предшественников – тех школьников, которые могли лично поговорить с ветеранами Великой Отечественной войны, расспросить их о пережитом в годы военного лихолетья. Сегодня такой возможности, как правило, уже нет. Но рядом с нами живут офицеры и отслужившие в армии солдаты и сержанты, которые готовы рассказать ребятам о воинской службе, поделиться опытом военной жизни. У многих наших ребят сегодня близкие участвуют в Специальной военной операции (СВО) на Украине. Как показывает опыт, встречи с такими людьми оставляют в сознании учащихся глубокий след, как в познавательном, так и в эмоциональном плане.

Вместе с тем, очень важно предложить нашим воспитанникам живое, практическое дело, которое объединит их, покажет, как даже малый личный вклад может привести к большой общей пользе для наших героических военнослужащих.

А потому наша школа откликнулась на призыв движения «ПЕРВЫХ» о сборе посылок и писем в действующую армию к Дню Защитника Отечества. Объявили в классах, что и как будем собирать для бойцов СВО, договорились о сроках проведения этой нашей «операции».

Создание открыток для бойцов СВО поручили нашим младшим школьникам – ребятам первых-пятых классов. Они традиционно, без сомнения, самые отзывчивые и готовые к помощи во взрослом деле. На специальных занятиях (в том числе и в музее школы) рассказала малышам о работе полевой почты в годы Великой Отечественной. О том, как во многих семьях, до сих пор как главную семейную реликвию берегут письма-треугольники и открытки, пришедшие с фронта от любящих дедов и прадедов своим женам и детям.

H:\ДЕТСКИЕ ПИСЬМА ДЕЕВА\Коллаж 1 ИСПРАВЛЕННЫЙ_page-0001.jpg

Завороженно слушали ребята и песни-письма «Землянка» и «Жди меня». Во время показа слайдов о письмах в госпиталях рассказывала о старшем поколении моей семьи и, в частности, о дедушкином фронтовом письме. Он писал бабушке не сам, а диктовал медсестре. Со слов бабушки, выучившей письмо наизусть, я тоже выучила эти строчки. Жаль, что письмо истерлось и истлело от частого прочтения, но главное сохранилось: дедушкины душевные переживания и забота о семье. Вот об этом я и говорила, чтобы мотивировать ребят на изготовление посланий бойцам СВО.

А потом мы все вместе делали открытки. Заранее распечатали трафареты рисунков, которые ребята с помощью карандашей оживляли, яркими цветами создавая настроение праздника на листке.

H:\ДЕТСКИЕ ПИСЬМА ДЕЕВА\Коллаж 2 ДЕЕВА_page-0001.jpg

Но самая интересная работа началась тогда, когда на этих открытках дети начали писать свои поздравления и пожелания нашим защитникам. Мы старались все вместе найти самые теплые слова для пожеланий тем, кто сейчас воюет и рискует своими жизнями. «Будьте смелыми, честными, храбрыми и решительными, верными друзьями. Берегите себя. Здоровья, надежных друзей и близких. Ждем с Победой». А в одном классе я прочитала строчки из песни Гражданской войны, и ребята попросили написать на доске вот эти слова:

«А всего сильней желаю

Я тебе, товарищ мой,

Чтоб со скорою Победой

Возвращался ты домой!»

Потом мы учились складывать письмо в треугольник. Ребята вспомнили, что самые лучшие письма, которые приносили почтальоны семьям в годы войны, были сложены в треугольник. Пишем на нашем «конверте» слова: «Полевая почта школы 1285 г. Москвы Солдату России». А старшеклассники писали уже настоящие письма на фронт вместе с учителями русского языка.

H:\ДЕТСКИЕ ПИСЬМА ДЕЕВА\Коллаж 4_page-0001.jpg

Скоро наши послания отправятся в действующую армию.

Патриотами не рождаются, патриотами становятся

Очень интересную идею в рамках подготовки к 80-летию Победы предложил нам Совет ветеранов педагогического труда Северо-Западного административного округа (СЗАО). Наш округ довольно старый. До войны Щукино, Строгино, Тушино, Митино, Новые Химки были ближним Подмосковьем. Во многих из этих поселков, вошедших потом в состав Москвы, находились «военные городки». А потому не удивительно, что 27 улиц округа названы именами героев Советского союза. Мы живем в этом округе, ходим по «маршальским» улицам. А многие ли из нас знают, чем прославили страну эти люди? Кем были эти маршалы, офицеры и рядовые в годы Великой Отечественной? Как все они вместе в рядах Красной армии, военно-воздушных сил и флота приближали Победу, разрабатывали военные операции и совершали подвиги, проявляя личное мужество и героизм, рискуя жизнью и здоровьем.

Проект «Улицы Северо-Запада, названные в честь героев Советского союза» ставил перед нами задачи не только рассказать детям о героях, но и подключить к этой работе родителей. Материал для кратких выступлений по понедельникам во время «Разговоров о важном» теперь найти очень легко, но важно отобрать и систематизировать его для сообщения и презентации, а, возможно, и краткого видеофрагмента. В этом могут помочь родители учащихся. Да и пройти к находящемуся в районе памятнику или установленной на доме памятной доске можно всей семьей в выходной день. А судьбы героев, именами названы улицы которых СЗАО, очень интересны. Ни в одной стране мира, кроме нашей, крестьянский сын с 3-х классным образованием не мог бы стать прославленным маршалом бронетанковых войск, да еще преподавателем академии, как знаменитый П.С. Рыбалко. Где в мире на Защиту Родины встало так много женщин, которые на поле боя и в тылу своим самоотверженным трудом наравне с мужчинами ковали Победу?! Да и женщин, которые в боевых машинах – самолетах и танках научились бить врага, таких как Фомичева К.Я. и Левченко И.Н. не было в армиях мира никогда! А у кого ещё, кроме Г.К. Жукова, целых два полководческих ордена Победы и четыре «Золотых звезды» героя Советского союза? Его именем названы улицы и проспекты многих городов в разных странах. Как можно жить в таком героическом округе и не знать чьими именами названы эти улицы и проспекты?!

H:\ДЕТСКИЕ ПИСЬМА ДЕЕВА\Коллаж МАРШАЛЬСКИЕ УЛИЦЫ СЗО Моосквы_page-0001.jpg

Вспоминаются наши со старшеклассниками поездки в города-герои и города воинской славы. И там мы видели на указателях фамилии Г.К.Жукова, И.С.Конева, К.А.Мерецкова, А.М. Василевского, П.С.Рыбалко, Н.Э. Берзарина, В.Д. Соколовского, С.С. Бирюзова.

В прежние годы, во время зарубежных поездок по Германии, Чехии, Словакии, Испании, Австрии в 2011-2014 годах нас охватывала гордость за наших соотечественников, освободивших Европу от фашизма! Мы отмечали для себя имена героев-освободителей, написанных на иностранном языке, сажали именную сирень возле их памятников. Какое ликование проявлялось в наших душах!

Что же произошло за этот короткий срок в Европе, почему теперь наши союзники в борьбе с фашизмом не хотят признавать нашей роли в Победе? В той Победе, за которую народы Советского союза заплатили такую огромную цену? Десятки миллионов погибших, тысячи разрушенных городов, деревень, поселков. Уничтоженные заводы и фабрики, плотины и сожженные поля? Как теперь они могут разрушать памятники, отрывать от стен памятные доски и барельефы героев, осквернять могилы наших бойцов, павших за их свободу?! И почему мы им дали на это право нашим интеллигентным молчанием, а где-то и равнодушием?

А ведь и у нас, в недалеком прошлом, пожалуй, только с приближением важных исторических и юбилейных дат начинали вспоминать о нуждах еще здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг. О том, что обветшали памятники на местах боев, требуют ухода воинские захоронения и мемориалы, обновления вывески и мемориальные доски на домах. Порой превращалось в какое-то протокольно-заформализованное действо возложение к памятникам цветов и гирлянд школьниками и кадетами. После таких помпезных мероприятий ничего в душе ребят, как правило, не остается. Всякое формальное действо только разрушает что-то в человеке. А вот когда у памятного места проводятся не только митинги, а ребячьими руками проводится уборка и приведение в порядок воинских мемориалов, можно говорить о труде души в каждом участнике этой благородной акции.

Нельзя нам в период, когда объединенный Запад пытается извратить историческую правду о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и провести переоценку мировых ценностей допустить, чтобы главная наша многонациональная гордость за Победу, постепенно затерялась и потухла, чтоб прервалась связь поколений, исчезли наши главные ценности в пучине высоких слов, не подкрепленных делами!

Нам, ответственным за воспитание, образование и развитие детей людям, нужно сделать все возможное, чтобы не упустить наше молодое поколение в их гражданском воспитании, простом человеческом движении души, стремлении к знаниям, сохранению исторической памяти о Победе и ее цене для нашего общества. Тем более, что «ошибки и пробелы» уже сейчас нам аукаются в ходе проведения Специальной военной операции в борьбе с взращенным с помощью западных наставников на Украине новым поколением фашистов и националистов.

Патриотическое воспитание молодежи в наше время — это одна из актуальных проблем и задач российского общества, общественности всех других народов, входящих в Содружество Независимых Государств. Формируя у молодежи патриотизм, мы воспитываем у новых поколений людей высокие духовно-нравственные качества. Мы должны передать подрастающему поколению эстафету памяти, показать им величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, советских солдат, воевавших в Афганистане и других «горячих точках», а также подвиги русского человека-антифашиста в специальной военной операции на Украине.

Ольга Сергеевна Деева –

педагог-организатор музея школы №1285 г. Москвы,

член Комиссии по увековечению памяти павших защитников Отечества

Координационного совета Международного союза

«Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств».

г. Москва, февраль 2025 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *