Приближается долгожданный праздник – День Защитника Отечества. Начиная подготовку к нему, я задумалась о значении этого события и об участии в подготовке к нему наших обучающихся в текущем году, провозглашённом, по инициативе Президента России, Годом Защитника Отечества. Как они, наши дети, относятся к тем событиям, которые происходят сегодня вокруг нас? Как без особого пафоса и славословия разъяснить детям всю глубину содержания понятия «Защитник Отечества»?
На протяжении многих лет я рассказываю ребятам разного возраста о событиях Великой Отечественной войны, других, локальных войн, в которых проявили себя наши бойцы и командиры как смелые, преданные Родине, умеющие принять непростые решения (всегда связанные с риском для собственной жизни) люди. И всегда стремлюсь содействовать организаторам встреч учащихся с ветеранами. Ведь никакие документальные фильмы и презентации с фотографиями героев не заменят живого общения с теми людьми, кто на деле, а не понаслышке, знает цену человеческой жизни, войскового братства и товарищества.
Ребятам нынешнего поколения повезло в этом меньше предшественников – тех школьников, которые могли лично поговорить с ветеранами Великой Отечественной войны, расспросить их о пережитом в годы военного лихолетья. Сегодня такой возможности, как правило, уже нет. Но рядом с нами живут офицеры и отслужившие в армии солдаты и сержанты, которые готовы рассказать ребятам о воинской службе, поделиться опытом военной жизни. У многих наших ребят сегодня близкие участвуют в Специальной военной операции (СВО) на Украине. Как показывает опыт, встречи с такими людьми оставляют в сознании учащихся глубокий след, как в познавательном, так и в эмоциональном плане.
Вместе с тем, очень важно предложить нашим воспитанникам живое, практическое дело, которое объединит их, покажет, как даже малый личный вклад может привести к большой общей пользе для наших героических военнослужащих.
А потому наша школа откликнулась на призыв движения «ПЕРВЫХ» о сборе посылок и писем в действующую армию к Дню Защитника Отечества. Объявили в классах, что и как будем собирать для бойцов СВО, договорились о сроках проведения этой нашей «операции».
Создание открыток для бойцов СВО поручили нашим младшим школьникам – ребятам первых-пятых классов. Они традиционно, без сомнения, самые отзывчивые и готовые к помощи во взрослом деле. На специальных занятиях (в том числе и в музее школы) рассказала малышам о работе полевой почты в годы Великой Отечественной. О том, как во многих семьях, до сих пор как главную семейную реликвию берегут письма-треугольники и открытки, пришедшие с фронта от любящих дедов и прадедов своим женам и детям.
Завороженно слушали ребята и песни-письма «Землянка» и «Жди меня». Во время показа слайдов о письмах в госпиталях рассказывала о старшем поколении моей семьи и, в частности, о дедушкином фронтовом письме. Он писал бабушке не сам, а диктовал медсестре. Со слов бабушки, выучившей письмо наизусть, я тоже выучила эти строчки. Жаль, что письмо истерлось и истлело от частого прочтения, но главное сохранилось: дедушкины душевные переживания и забота о семье. Вот об этом я и говорила, чтобы мотивировать ребят на изготовление посланий бойцам СВО.
А потом мы все вместе делали открытки. Заранее распечатали трафареты рисунков, которые ребята с помощью карандашей оживляли, яркими цветами создавая настроение праздника на листке.
Но самая интересная работа началась тогда, когда на этих открытках дети начали писать свои поздравления и пожелания нашим защитникам. Мы старались все вместе найти самые теплые слова для пожеланий тем, кто сейчас воюет и рискует своими жизнями. «Будьте смелыми, честными, храбрыми и решительными, верными друзьями. Берегите себя. Здоровья, надежных друзей и близких. Ждем с Победой». А в одном классе я прочитала строчки из песни Гражданской войны, и ребята попросили написать на доске вот эти слова:
«А всего сильней желаю
Я тебе, товарищ мой,
Чтоб со скорою Победой
Возвращался ты домой!»
Потом мы учились складывать письмо в треугольник. Ребята вспомнили, что самые лучшие письма, которые приносили почтальоны семьям в годы войны, были сложены в треугольник. Пишем на нашем «конверте» слова: «Полевая почта школы 1285 г. Москвы Солдату России». А старшеклассники писали уже настоящие письма на фронт вместе с учителями русского языка.
Скоро наши послания отправятся в действующую армию.
Очень интересную идею в рамках подготовки к 80-летию Победы предложил нам Совет ветеранов педагогического труда Северо-Западного административного округа (СЗАО). Наш округ довольно старый. До войны Щукино, Строгино, Тушино, Митино, Новые Химки были ближним Подмосковьем. Во многих из этих поселков, вошедших потом в состав Москвы, находились «военные городки». А потому не удивительно, что 27 улиц округа названы именами героев Советского союза. Мы живем в этом округе, ходим по «маршальским» улицам. А многие ли из нас знают, чем прославили страну эти люди? Кем были эти маршалы, офицеры и рядовые в годы Великой Отечественной? Как все они вместе в рядах Красной армии, военно-воздушных сил и флота приближали Победу, разрабатывали военные операции и совершали подвиги, проявляя личное мужество и героизм, рискуя жизнью и здоровьем.
Проект «Улицы Северо-Запада, названные в честь героев Советского союза» ставил перед нами задачи не только рассказать детям о героях, но и подключить к этой работе родителей. Материал для кратких выступлений по понедельникам во время «Разговоров о важном» теперь найти очень легко, но важно отобрать и систематизировать его для сообщения и презентации, а, возможно, и краткого видеофрагмента. В этом могут помочь родители учащихся. Да и пройти к находящемуся в районе памятнику или установленной на доме памятной доске можно всей семьей в выходной день. А судьбы героев, именами названы улицы которых СЗАО, очень интересны. Ни в одной стране мира, кроме нашей, крестьянский сын с 3-х классным образованием не мог бы стать прославленным маршалом бронетанковых войск, да еще преподавателем академии, как знаменитый П.С. Рыбалко. Где в мире на Защиту Родины встало так много женщин, которые на поле боя и в тылу своим самоотверженным трудом наравне с мужчинами ковали Победу?! Да и женщин, которые в боевых машинах – самолетах и танках научились бить врага, таких как Фомичева К.Я. и Левченко И.Н. не было в армиях мира никогда! А у кого ещё, кроме Г.К. Жукова, целых два полководческих ордена Победы и четыре «Золотых звезды» героя Советского союза? Его именем названы улицы и проспекты многих городов в разных странах. Как можно жить в таком героическом округе и не знать чьими именами названы эти улицы и проспекты?!
Вспоминаются наши со старшеклассниками поездки в города-герои и города воинской славы. И там мы видели на указателях фамилии Г.К.Жукова, И.С.Конева, К.А.Мерецкова, А.М. Василевского, П.С.Рыбалко, Н.Э. Берзарина, В.Д. Соколовского, С.С. Бирюзова.
В прежние годы, во время зарубежных поездок по Германии, Чехии, Словакии, Испании, Австрии в 2011-2014 годах нас охватывала гордость за наших соотечественников, освободивших Европу от фашизма! Мы отмечали для себя имена героев-освободителей, написанных на иностранном языке, сажали именную сирень возле их памятников. Какое ликование проявлялось в наших душах!
Что же произошло за этот короткий срок в Европе, почему теперь наши союзники в борьбе с фашизмом не хотят признавать нашей роли в Победе? В той Победе, за которую народы Советского союза заплатили такую огромную цену? Десятки миллионов погибших, тысячи разрушенных городов, деревень, поселков. Уничтоженные заводы и фабрики, плотины и сожженные поля? Как теперь они могут разрушать памятники, отрывать от стен памятные доски и барельефы героев, осквернять могилы наших бойцов, павших за их свободу?! И почему мы им дали на это право нашим интеллигентным молчанием, а где-то и равнодушием?
А ведь и у нас, в недалеком прошлом, пожалуй, только с приближением важных исторических и юбилейных дат начинали вспоминать о нуждах еще здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг. О том, что обветшали памятники на местах боев, требуют ухода воинские захоронения и мемориалы, обновления вывески и мемориальные доски на домах. Порой превращалось в какое-то протокольно-заформализованное действо возложение к памятникам цветов и гирлянд школьниками и кадетами. После таких помпезных мероприятий ничего в душе ребят, как правило, не остается. Всякое формальное действо только разрушает что-то в человеке. А вот когда у памятного места проводятся не только митинги, а ребячьими руками проводится уборка и приведение в порядок воинских мемориалов, можно говорить о труде души в каждом участнике этой благородной акции.
Нельзя нам в период, когда объединенный Запад пытается извратить историческую правду о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и провести переоценку мировых ценностей допустить, чтобы главная наша многонациональная гордость за Победу, постепенно затерялась и потухла, чтоб прервалась связь поколений, исчезли наши главные ценности в пучине высоких слов, не подкрепленных делами!
Нам, ответственным за воспитание, образование и развитие детей людям, нужно сделать все возможное, чтобы не упустить наше молодое поколение в их гражданском воспитании, простом человеческом движении души, стремлении к знаниям, сохранению исторической памяти о Победе и ее цене для нашего общества. Тем более, что «ошибки и пробелы» уже сейчас нам аукаются в ходе проведения Специальной военной операции в борьбе с взращенным с помощью западных наставников на Украине новым поколением фашистов и националистов.
Патриотическое воспитание молодежи в наше время — это одна из актуальных проблем и задач российского общества, общественности всех других народов, входящих в Содружество Независимых Государств. Формируя у молодежи патриотизм, мы воспитываем у новых поколений людей высокие духовно-нравственные качества. Мы должны передать подрастающему поколению эстафету памяти, показать им величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, советских солдат, воевавших в Афганистане и других «горячих точках», а также подвиги русского человека-антифашиста в специальной военной операции на Украине.
Ольга Сергеевна Деева –
педагог-организатор музея школы №1285 г. Москвы,
член Комиссии по увековечению памяти павших защитников Отечества
Координационного совета Международного союза
«Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств».
г. Москва, февраль 2025 г.